Варвара Коровина о бэби-театре

Видео-лекция Варвары Коровиной в культурном центре «ЗИЛ» была посвящена феномену театра для самых маленьких, который стремительно набирает популярность как среди профессионалов театра для детей, так и у публики.

2015-09-23 | 25

Варвара Коровина – куратор московской программы Бэби Лаб, проекта «Института театра» и «Школы театрального лидера» при Центре им. Мейерхольда, лаборатории по созданию театра для зрителей от 6 месяцев и до 3 лет. Осенью для участников лаборатории проводил мастер-классы Роберто Фрабетти, режиссёр итальянского театра La Baracca Testoni Ragazzi. Спектакли, созданные резидентами лаборатории, можно будет увидеть в Москве в рамках фестиваля «Золотая Маска». 

Понятие бэби-театра только начинает осмысляться в России и уже двадцать с лишним лет существует на Западе. В обсуждении жанра неизменно встают два ключевых вопроса: в чем отличие бэби-театра от театра для дошколят и зачем малышам (возрастом от нескольких месяцев до года и трех) это вообще нужно? Но ведь, например, чтение книг детям любого возраста у нас не вызывает вопросов. Тогда почему не все так ясно с театром для самых маленьких?
 
С  одной стороны, такое социальное место, как театр может вызвать большой стресс у малыша: новое пространство, новые люди… С другой стороны, сколько положительных впечатлений ребенок может получить за короткое время! В бэби-театре все должно быть максимально комфортно, начиная с чистоты полов и удобства размещения маленьких зрителей. А те предельно серьезно настроенные взрослые, которые стремятся, чтобы любое занятие ребенка было развивающим, могут не сомневаться – развитие воображения, внимания и эмпатии при знакомстве с  театральным искусством обеспечено.
 
Во-первых, спектакль бэби-театра строится на бесконфликтной драматургии. Так как основополагающий во «взрослом» театре конфликт в нежном возрасте только отпугнет. Вместо него идеологами бэби-театра выдумано такое понятие как «отказ». То есть происходящее действие разрешается через череду отказов, придавая драматургической линии объем, но не затрудняя ее.

Другое важное условие – контакт актера со зрителем. Бэби-театр – это, в первую очередь,  актерский театр. Если в спектакле будет «четвертая стена», театра для детей не случится, потому что ребенок всегда найдет нечто интересное вокруг себя – от собственной пятки до рядом сидящего соседа. Но и требовать от зрителя мгновенной ответной реакции не стоит – ему может потребоваться время, чтобы понять и принять историю на сцене, почувствовать к исполнителям доверие и отойти от мамы.
 
С этим связано  и понятие дистанции, которую устанавливают актеры по отношению к маленьким зрителям, с уважением оставляя им нужное пространство для внутреннего освоения. И наоборот, интерактивность спектакля не должна нарушать ход действия и разрушать спектакль, то есть дистанция зрителей по отношению к актерам также подразумевается. Что достигается, например, тем, что маленькие зрители приглашаются для исследования реквизита уже после представления, что можно увидеть в данном фрагменте видео («H2O» Helios Theatre):

 

 

 

 

Что же еще? Уровень глаз! Для установления контакта – это необходимое условие, которое осуществляется с помощью зрительских мест в виде красочных и мягких подушек.

В Европе (такие страны как Бельгия, Испания, Италия – лидеры мирового бэби-театра) театр для самых маленьких включает метку 0-4 лет. Общепринятые границы бэби-театра – от 1-го до 3-х лет. Бэби-театр очень разнообразное и авторское явление, однако, можно вывести некоторые основные жанры представлений:

 

— Спектакль, в котором происходит изучение физических объектов и игра с предметами. Чему, к слову,  Роберто Фробетти посвящает многие тренинги с актерами. Такие представления вызывают интерес своей познавательной направленностью, реальным взаимодействием с окружающим миром. Например, обратите внимание, как в данном спектакле «The big leap» (для детей до 4-х лет) актеры работают с кирпичами, даже на звуковом уровне:

 Спектакль, в котором создаются и обыгрываются художественные образы, где актеры работают с зарождающейся фантазией. Например, в этом фрагменте спектакля «Bach in the sand» актриса занимательно изображает летящую птичку (и не только):

— Спектакль с  перевоплощениями. Например, как в постановке «Le Cirque à 3 pattes»  уже для тех, кто чуточку постарше: в первые годы дети опознают мир по лицам и маска на актере (присутствует в данном спектакле) способна напугать:

 

Автор: Авдошина Елизавета

Смотрите также