Сложности адаптации

Как правильно реагировать на нежелание малыша идти в сад

2016-09-27 | 43

 «Ребенку 2,5 года, скоро начнем ходить в детский сад. Знаю, что раньше трех лет это не рекомендуется, но так складываются обстоятельства.  Как минимизировать стресс для ребенка? Что делать, если он будет кричать и проситься домой не день-два, а постоянно?»

Столкновение с новой ситуацией – это сложное испытание для ребенка. Испытание устойчивости его психики, способности к самостоятельному выстраиванию отношений со сверстниками и воспитателями, умения принимать новые правила жизни. Что можно сделать, чтобы этот процесс адаптации к детскому саду прошел как можно более гладко советует психолог Анна Князева.

1. Уменьшить нагрузку на нервную систему. Первые  две-три недели пребывания ребенка в детском саду имеет смысл быть более внимательными к его самочувствию и настроению. Некоторые дети не нуждаются в специальных условиях для отдыха после сада, а есть малыши, которым это просто необходимо. В первую очередь, надо уменьшить нагрузку на нервную систему: не сажать ребенка надолго за телевизор или компьютер, не включать при нем громкую музыку, не читать волнующие сказки, не водить на шумные общественные мероприятия.  Лучше даже не оставлять ребенка одного с родственниками, потому что тоскует в садике он именно по маме и папе, а не по бабушкам с дедушками.

2. Проводить с малышом как можно больше времени вечером. Очень важно максимально насытить вечернее общение малыша с родителями. Для этого не требуется каких-то специальных мероприятий, главное уделить ему внимание: поговорить, поиграть, погулять вместе, может быть сходить в бассейн, почитать книгу, полежать рядом перед сном.

3. Подстраиваться под ребенка. Протесты против детского сада могут появиться уже на второй-третий день, поэтому хорошо, когда малыш имеет возможность гибкого графика посещения садика. «Давай, сегодня ты пойдешь в сад, а завтра у тебя точно будет выходной» – таким способом родителям мягко удается помочь ребенку сделать над собой усилие, не подавляя его волю  и учитывая его желания.

4. Не ругать! «Плохое поведение» ребенка, такое как крики, слезы, замкнутость, убегание в раздевалку не должно становиться для родителей поводом для насмешек и нотаций. Это не вина ребенка – это его беда. Поэтому только понимание и забота мамы и папы помогут принять правильное решение в такой ситуации.

5. Находить маленькие радости. Все, что может сделать садик привлекательнее для ребенка можно использовать в помощь малышу. Например, можно вместе с ребенком сделать подарок для воспитателей. Можно попросить воспитателя в группе сделать с ребенком подарок для родителей. Можно вместе подарить в группу комнатное растение, рыбок в аквариум, настольную игру и т.д.

Совет:  Не ко всем условиям следует адаптироваться – иногда их лучше просто поменять. К таким условиям относятся: грубые воспитатели, трудные дети в группе, проблемное для малыша возрастное несовпадение с детьми в группе.

6. Принимать его переживания. Плачь малыша при расставании – серьезная проблема, с которой многие родители не знают, что делать. Не стоит впадать крайности: плакать вместе с малышом в раздевалке или, наоборот, грубостью или хитростью впихивать его в группу. Отвлекать ребенка от его переживаний тоже не стоит: он не поймет, как можно об этом не думать, или думать о чем-то другом. Говорить с малышом надо именно о расставании, о тех событиях, которые с каждым произойдут в течение дня, о предстоящей встрече и планах на вечер.

7. Все объяснять. При расставании малышу важно знать, куда уходит мама, когда она придет, быть уверенным, что с мамой ничего не случиться, и что она занята важным делом, когда он находится  в детском саду

8. Не расстраиваться самому. Не секрет, что состояние родителя (его настрой) сильно влияет на малыша, поэтому родителю самому важно не бояться, не испытывать чувство вины перед ребенком (это не исключает сочувствия ему), не считать ребенка слабеньким и беспомощным, а наоборот, верить в его способности справиться с ситуацией.

То, что ребенок вполне освоился в детском саду, родители смогут понять по следующим признакам успешной адаптации: положительным эмоциям ребенка по вечерам после садика, достаточной познавательной активности, быстрому развитию способностей к общению, развитию речи, нормальному аппетиту и сну, нормальной свойственной ребенку двигательной активности и отсутствию проблем с иммунной системой.

Автор: Князева Анна

Смотрите также