Психолог: как смотреть развивающие мультфильмы

Психолог Анна Князева рассказывает, можно ли смотреть с малышом развивающие мультфильмы и как это делать правильно.

2016-02-24 | 43

– Интересно мнение о «развивающих мультфильмах» – тех, которые «от года» или «от двух лет». Считается, что с их помощью малыш учится различать цвета, формы, считать, получает дополнительные знания о мире. Как Вы думаете, подобные мультфильмы – абсолютное зло или они допустимы к просмотру в каких-то разумных пределах?

Современная семья оказывается в сложной ситуации, делая выбор в способах обучения и проведения досуга для своих детей. Методики раннего развития порой противоречат друг другу. Чтобы сделать верный выбор, важно системно смотреть на развитие ребенка, учитывать особенности и перспективы развития малышей разного возраста.

Каждому возрастному периоду свойственна своя так называемая ведущая деятельность. Для ребенка от 1 до 3 лет такой ведущей деятельностью является предметно-орудийная совместная с близкими деятельность. Именно в манипулировании, игре с предметами и освоении их назначения и формируется сенсорно-моторный интеллект ребенка.

Это значит, что с ребенком нужно вместе заниматься домашними делам, давая ему в руки все, что безопасно и интересно. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, знакомить с музыкой и движениями (физкультура, танец, музыкальные инструменты, пение), исследовать различные предметы и их свойства, играть с разнообразными материалами, придумывать что-то новое, читать и разговаривать.

Теперь поразмышляем о мультиках с точки зрения детского развития, тем более, что речь идет о развивающих мультиках. Даже если не брать в расчет физиологию ребенка (а надо брать), то становится очевидным, что развивающие мультики полезны для детского развития только в условиях совместной деятельности. Т.е. родитель сидит рядом с ребенком и повторяет, подпевает, комментирует то, что происходит на экране.

Однако, часто основной целью родителей, размышляющих об использовании развивающей телепродукции, является не развитие ребенка, а обеспечение себе свободного времени. Совместный просмотр мультфильмов их не очень устроит. В таком случае вывод простой – надо учиться обходиться без мультиков.

Теперь о физиологии, без которой в детском развитии никуда. Зрение – это не пассивный процесс, а активный. Когда мы смотрим на любой объект, глаза делают сканирующие движения, нервная система передает информацию в мозг, зрительный анализатор создает из нее образ, и мы «видим» то, на что смотрим.

Но при взгляде на монитор ситуация в корне меняется. Активность глаз и зрительного анализатора головного мозга сводится на нет по причине физических свойств электронного луча. Он с запредельной для глаз скоростью создает образ на экране, заданным образом перебегая по растровой сетке. Глаза не успевают в таком темпе сканировать изображение, поэтому они адаптируются, просто замирая в одном положении. Как результат – происходит изменение восприятия с активного на пассивное. Пассивность передается не только глазам, но через мозг и всему телу. Именно поэтому даже непоседливые малыши сидят перед экраном неподвижно с характерным застывшим взглядом.

Пока мозг не сформировался, подобное времяпрепровождение совсем неполезно. Медики и психологи не рекомендуют знакомить ребенка с видеопродукцией до 3 лет. А от 3 до 5 лет максимальное суточное время за мультиками – 40 мин.

Однако, есть еще такой фактор, как «уставшая мать». Если единственное средство, с помощью которого уставшая от ребенка мама может привести себя в порядок, это мультфильмы – запрет снимается, потому что детям необходима мама в хорошей форме. Но жизнь слишком многообразна, чтобы выход в подобной ситуации был только один.

 

Источник фото:
обложка
1

Автор: Князева Анна

Смотрите также