Алисия Моравска-Рубчак – польский исследователь и большой энтузиаст театра для детей, а также режиссер кукольного и бэби-театра. Алисия первой в Польше начала изучать театр для самых маленьких. Поставила спектакли для малышей – «Сон» в Варшавском театре Baj и «brzUCHO» («Живот») в Вроцлавском кукольном театре. А в 2016 году планируется постановка для маленьких зрителей в Красноярском театре кукол.
В начале апреля Алисия приехала в Москву в качестве соавтора творческой лаборатории Dance and Baby, организованной проектом Бэби Лаб. Нам она рассказала о своем подходе к детям и о том, что важно для малыша в первом театральном опыте.
– Алисия, расскажите, пожалуйста, об итогах прошедшей трехдневной лаборатории.
– Для нас с Моникой (Моника Кивак – хореограф, соавтор лаборатории – прим. ред.) это была любопытная работа. Группа участников оказалась очень разнообразной: среди них были и музыканты, и кукольники, и танцоры, и актеры, и режиссеры. Все были очень заинтересованы в тематике детского театра, что для меня удивительно и фантастично. Иногда мне казалось, что, если я не скажу: «стоп», мы будем продолжать говорить часами.
– Почему вы выбрали такую тему – «Танец и малыш»?
– Танец – это идеальное выражение себя и отличный способ по-настоящему встретиться с детьми. Танец помогает исполнителям сконцентрироваться на базовых вещах в театре – присутствии на сцене, отношениях между людьми, осознании тела в пространстве.
А для детей, особенно раннего возраста, танец – это абсолютно естественная стихия. Когда взрослые смотрят танцевальное представление, они пытаются проанализировать , понять, что происходит. Ребенок же смотрит интуитивно, следит за движениями тела и потоками энергии.
– Есть какие-то базовые правила бэби-постановок, которых должны придерживаться их создатели?
– Основной упор нужно делать на органы чувств и ощущения ребенком себя в пространстве. Мы должны позволить ребенку что-то потрогать руками, почувствовать, как-то подвигаться. Вот на чем должно быть основано действие. Важно, чтобы дети имели возможность исследовать связь частей тела с мозгом и понимать, как это все соединено между собой.
– Какой реакции нужно ждать от малышей, которые приходят на спектакли?
– Наш принцип – не обучать детей чему-то, не заставлять танцевать или двигаться вместе с нами. Необходимо следовать энергии и желаниям ребенка, даже если ему хочется покричать или побегать. На бэби-спектакле не может быть неправильного поведения. Если кто-то захочет, например, заплакать, то ничего страшного – это эмоции, нужно проявлять их свободно.
– А каков ваш подход?
– Беби-театр для меня – пространство, в котором живет настоящее искусство. И очень важно ввести детей в этот мир прекрасного именно посредством театра.