«На бэби-спектакле не может быть неправильного поведения»

Режиссер Алисия Моравска-Рубчак – о том, как создаются постановки для малышей

2016-04-08 | 25

Алисия Моравска-Рубчак – польский исследователь и большой энтузиаст театра для детей, а также режиссер кукольного и бэби-театра. Алисия первой в Польше начала изучать театр для самых маленьких. Поставила спектакли для малышей – «Сон» в Варшавском театре Baj и «brzUCHO» («Живот») в Вроцлавском кукольном театре. А в 2016 году планируется постановка для маленьких зрителей в Красноярском театре кукол.

В начале апреля Алисия приехала в Москву в качестве соавтора творческой лаборатории Dance and Baby, организованной проектом Бэби Лаб. Нам она рассказала о своем подходе к детям и о том, что важно для малыша в первом театральном опыте.

– Алисия, расскажите, пожалуйста, об итогах прошедшей трехдневной лаборатории.

Для нас с Моникой (Моника Кивак – хореограф, соавтор лаборатории – прим. ред.) это была любопытная работа. Группа участников оказалась очень разнообразной: среди них были и музыканты, и кукольники, и танцоры, и актеры, и  режиссеры. Все были очень заинтересованы в тематике детского театра, что для меня удивительно и фантастично.  Иногда мне казалось, что, если я не скажу: «стоп», мы будем продолжать говорить часами.

– Почему вы выбрали такую тему – «Танец и малыш»?

Танец – это идеальное выражение себя и отличный способ по-настоящему встретиться с детьми. Танец помогает исполнителям сконцентрироваться на базовых вещах в театре – присутствии на сцене, отношениях между людьми, осознании тела в пространстве.


А для детей, особенно раннего возраста, танец – это абсолютно естественная стихия. Когда взрослые смотрят танцевальное представление, они пытаются проанализировать , понять, что происходит. Ребенок же смотрит интуитивно, следит за движениями тела и потоками энергии.

Есть какие-то базовые правила бэби-постановок, которых должны придерживаться их создатели?

– Основной упор нужно делать на органы чувств и ощущения ребенком себя в пространстве. Мы должны позволить ребенку что-то потрогать руками, почувствовать, как-то подвигаться. Вот на чем должно быть основано действие. Важно, чтобы дети имели возможность исследовать связь частей тела с мозгом  и понимать, как это все соединено между собой.

Какой реакции нужно ждать от малышей, которые приходят на спектакли?

– Наш принцип – не обучать детей чему-то, не заставлять танцевать или двигаться вместе с нами. Необходимо следовать энергии и желаниям ребенка, даже если ему хочется покричать или побегать. На бэби-спектакле не может быть неправильного поведения. Если кто-то захочет, например, заплакать, то ничего страшного – это эмоции, нужно проявлять их свободно.

– Как вы считаете, нужно ли подготавливать малыша к походу в театр?
 
– Мне кажется, что ребенок в принципе к этому готов. А вот задача создателей и исполнителей в том, чтобы он почувствовал себя расслабленно внутри ситуации.
 
Очень важно, чтобы родители были рядом и были открыты этому виду искусства.  Таким  образом они лучше начинают общаться и с детьми, и между собой. Я считаю, что язык тела – важнейший для взаимодействия с малышом.
 
В состоявшемся перфомансе «LAByrinth» некоторые родители сразу подключились  и стали повторять движения танцоров. Для меня это было очень неожиданно. Даже дети были не настолько открыты, не все хотели присоединяться к процессу.
 
 Вы смотрели российские спектакли для самых маленьких?
 
– Видела я немного, но важно понять, что происходящие процессы в разных странах могут приносить разные результаты. Задачей нашей лаборатории не было научить производить некий продукт – мне хотелось передать участникам свое отношение и подход к работе с детьми.

А каков ваш подход?

– Беби-театр для меня – пространство, в котором живет настоящее искусство. И очень важно ввести детей в этот мир прекрасного именно посредством театра.

Автор: Авдошина Елизавета

Смотрите также