- «Сейчас очень много разных клубов раннего развития, даже для самых маленьких детей от полугода. Как вы думаете, насколько полезны такие занятия малышам, с какого возраста оптимально их посещать и на что нужно обращать внимание при выборе малышовых групп развития?»
ТРЕНД НАШЕГО ВРЕМЕНИ – «ПОМОГАЮЩИЙ» РОДИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ
Возникновение «института детства» можно по праву считать одним из величайших достижений цивилизации. Были времена, когда ребенок воспринимался обществом лишь как недоразвитый взрослый. Пройдя разные исторические этапы в отношении к ребенку, современная семья вышла в эпоху детоцентризма, т.е. повышенного внимания к детям и детскому развитию.
Для многих взрослых достойное воспитание детей является смыслом жизни и основным полем финансовых вложений. Такие родительские стили, как «попустительский», «авторитарный», «контролирующий», «социализирующий» сегодня сменяет «помогающий» родительский стиль. Родители хотят помочь индивидуальному развитию личности ребенка, стремятся к взаимопониманию и эмоциональной близости с детьми.
Но помогающий родительский стиль требует от родителей не только эмпатии. Необходимо хорошо ориентироваться в детской психологии, психологии развития, в педагогических принципах, и подходах. Сейчас в психолого-педагогическом мире предметом научных исследований всё чаще становятся эффективные методы развития способностей ребенка: формулируются принципы, оформляются разные подходы. Как результат – начинают бурно цвести практические направления, предлагаются самые разнообразные развивающие занятия для малышей.
Но родителям от этого легче не становится. Перед ними встает вопрос: «какой клуб раннего развития выбрать для ребенка?», «какой педагогический подход будет наилучшим?».
ТАК КАК ЖЕ ВЫБИРАТЬ
Я рекомендую опираться на такой важный психологический принцип, как соответствие развивающей среды возрастной ведущей деятельности. Для каждого возрастного периода есть своя особая среда, в которой развитие ребенка происходит наилучшим образом.
От 0 до 1 года ведущая деятельность – эмоционально-непосредственное общение с близкими взрослыми. Соответственно, хороши те группы, в которых делается акцент на разнообразные формы общения мамы (и других близких ребенку людей) и ребенка.
От 1 до 3 лет – предметно-орудийная совместная деятельность ребенка и его близких. В этот период важно насыщать взаимодействие мамы и малыша постоянно обновляющимися игровыми материалами для освоения их свойств и правил действия с ними.
От 3 до 7 лет ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Поэтому присутствие близких взрослых становится на занятиях не обязательным, а игровые формы взаимодействия между детьми – очень желательными.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНЫ КЛУБЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ?
Совсем маленькие крохи (от рождения до начала периода уверенной ходьбы) нуждаются в специальных занятиях ровно настолько, насколько нуждаются в них родители. В подобных группах именно родители получают от специалистов и друг от друга эмоциональную, и информационную поддержку. Это создает дополнительные возможности для развития и взрослых, и детей.
От 3 лет и до школьного возраста игровая деятельность ребенка раскрывает ему мир человеческих отношений. В сюжетной игре малыш осмысливает профессиональные и семейные отношения взрослых, проигрывает свои переживания, осваивает правила поведения в сфере социальных отношений и, самое главное, - учится быть самостоятельным активным человеком. Такие занятия проводятся без родителей.
Однако в этом возрасте родителям стоит быть особенно внимательными к форме, в которой подается развивающий материал. Если развивающее занятие для малышей выглядит как полноценный школьный урок, не выделяется время для свободной игры, нет игрового контекста в освоении материала, – это может быть не просто не полезно, но и вредно. Ведь именно в игре ребенок учится контролировать свои действия, соблюдать правила и нормы, общаться с игровыми партнерами, изобретать игровые сюжеты. Именно в игре у ребенка рождается желание учиться.
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
При выборе клуба раннего развития будем исследовать и внешние и внутренние критерии.
Начинаем с себя.
Например, если вашему ребенку 4 года – ему не нужны занятия по системе Монтессори, т.к. они будут «стягивать» ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая является ведущей только для детей от 1 до 3 лет. Или, если ребенок аллергик, – ему не подойдут сладкие перекусы в группе кратковременного пребывания. Если семья православная – Вальдорфские детские садики, работающие на принципах эзотерика Рудольфа Штейнера, родителям вряд ли понравятся. Если дома ребенок лишен возможности общения со сверстниками, то групповые занятия будут предпочтительнее индивидуальных.
После анализа внутренних условий у вас появляется список конкретных пожеланий. Теперь можно анализировать условия внешние.
Например, в период от 0 до 2 лет, когда для гармоничного развития ребенок нуждается в совместной деятельности с мамой, занятия без родителей исключаются. Или, если преподаватель демонстрирует вам свои дипломы, не спросив имя и возраст ребенка, стоит усомниться в его любви к детям.
Многое зависит не только от методики, но и от личности самого преподавателя, потому что именно во взаимодействии со взрослым ребенок впитывает в себя окружающую его культуру. Хорошо, когда усилия педагогов и родителей не противоречат друг другу, а прикладываются в одном направлении.