ВОЗРАСТ ИЛИ ХАРАКТЕР

Почему малыш бросает дела после первой неудачи

2016-04-27 | 43

- Сыну почти три года. Если что-то не получается с первого раза - боится пробовать еще. Просит, чтобы я сделала всё за него:  попросила совочек, взяла яблоко, узнала, как зовут другого ребенка. Это возрастная особенность? Или особенность характера?

Внимательная мама обычно раньше других людей подмечает черты своего ребенка, которые могут ему помешать в будущем. Иногда такие волнения напрасны, т.к. эти особенности являются общими для всех детей в определенном периоде и сами проходят в процессе взросления. К ним относятся поведенческие трудности в периоды возрастных кризисов, например, аффективные реакции кризиса 1 года или упрямство во время возрастного кризиса трех лет. Существуют также индивидуальные особенности личности ребенка, которые даны ему еще при зачатии и проявления которых просто неизбежны – например, вспыльчивость у холерика или трудности социализации у интроверта. А есть некоторые поведенческие особенности, которые не вписываются в понятия «возрастные нормы» и «индивидуальные особенности характера». Например, пугливость или агрессивность ребенка должна насторожить родителей и специалистов. Некоторые черты вызывают тревогу только если их проявления чрезмерны. Например, некоторая застенчивость не будет никого напрягать, а патологическая стеснительность привлечет к себе внимание.

У ребенка между 2,5 и 3,5 годами жизни появляется потребность в самостоятельности и независимости от взрослых – прежде всего от мамы. Проявляется это в форме негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, своенравия, обесценивания взрослого и протеста.

Возрастной кризис 3 лет называют кризисом отношений.  Если взрослые не перестраиваются, не учитывают мнение ребенка, не поощряют его инициативу, ограничивают самостоятельность ребенка, то возникают кризисные отношения со взрослыми. При этом, у того же ребенка никогда не бывает подобных отношений со сверстниками.

Поскольку негативные поведенческие реакции кризиса 3 лет направлены, прежде всего, на отношения с матерью, возможно, что именно в форме отказа от самостоятельных действий ребенок проявляет свое кризисное упрямство. Бывает такая парадоксальная форма: когда самостоятельность проявляется в том, что вопреки желаниям родителей «будь более самостоятельным», ребенок демонстративно действует наоборот.

Возможно, что именно в форме отказа от самостоятельных действий ребенок проявляет свое кризисное упрямство.

Попробуйте провести эксперимент с участием других членов семьи и посмотреть -  будет ли ребенок вести себя подобным образом с бабушкой или дедушкой, дядей или тетей, детьми в группе детского сада или на площадке во дворе. Если нет, то можно смело говорить, что в такой форме протекает тот самый возрастной кризис 3 лет. И это пройдет. А если ребенок ведет себя подобным образом независимо от того, кто находится рядом, то это повод для индивидуальной консультации с психологом.

Проживая в палаточном лагере на море, я наблюдала, как несколько дней родители пытались затащить в воду трехлетнего ребенка (который, кстати, отлично плавал дома в бассейне). После моей рекомендации «сделать наоборот», родители стали отговаривать малыша подходить к воде: «не ходи к воде, ножки замочишь, там мокро и холодно, не надо плавать, сиди на песочке…». Ребенок внимательно слушал их «рекомендации» около получаса, а затем пошел плавать. Это вполне допустимый и достаточно эффективный «метод» работы с упрямством.

Если это все-таки не способ настаивать на своем, а, например, стеснительность, страх или неуверенность ребенка, которая проявляется независимо от того, кто находится рядом, то стоит задуматься. Нужно поискать ответы на следующие вопросы: «какое нереализованное желание ребенка порождает эту проблему?», «какова преграда, не позволяющая ему достичь желаемого?» и «какие условия в истории жизни ребенка способствовали возникновению этого конфликта?». Только после анализа этих вопросов мы сможем разобраться в том, что нужно делать. К подобным проблемам стоит всегда подходить индивидуально, т.к. все истории настолько уникальны, что одинаковых рецептов не бывает.

Автор: Князева Анна

Смотрите также