Что такое живая музыка? Понятно, настоящие инструменты, а не запись через колонки. Но современная техника близка к совершенству, чего не скажешь о музыкальном слухе большинства из нас. Так стоит ли поднимать маленького ребенка и сквозь снега тащить его на концерт Эдварда Грига музыкально-образовательного проекта «СемиНотка»? Наш ответ однозначен – стоит.
Концерт – это не чинное культурное мероприятие, которое – будем с собой честными – дай бог высидеть. Концерт живой музыки (по крайней мере, концерт, о котором идет речь) – это встреча с мифическим одушевленным существом, обладающим невероятной силой. Невидимый, но ясно ощутимый Друг словно берет нас за руки и вводит в страну вьюг и пурги, захлестывающей и перехватывающей дыхание, заставляет плакать вместе с Гердой и разжигает уютный огонь в камине под тихую бабушкину сказку. Звуки то нарастает в буре тревоги, то замедляется в долгом и трудном пути девочки, ищущей своего друга. Сын то вжимается в меня, то безмятежно улыбается, ведомый невидимым существом.
Сказка «Снежная королева» здесь – не сюжетная доминанта, а лишь вспомогательная книга образов, направляющая фантазию слушателя то в снежную пустыню, то к разудалым разбойникам, ожидающим в засаде карету с девочкой и бросающимся в бешеную погоню. Дальше – дело за музыкой. И, надо признаться, она прекрасно справляется с возложенной на нее задачей.
Мы не только слышим, но видим – вспененных коней, мчащихся в снежной пыли, бескрайность покрытой снегом земли, сливающейся с небом. Ни один фильм, ни один спектакль не способны воссоздать то, что может наша фантазия, разбуженная Григом. Фантазия, направленная очень взрослой и глубинной сказкой.
Как это происходит? Выступают четыре музыканта, один из которых берет также на себя роль сказочника, сопровождающего нас в путешествии по бескрайнему Северу. Нет, он не актер, но опытный папа, умеющий завладеть вниманием ребенка и направить его в нужное русло. Второй путеводитель – огромная книга без слов, лишь с красочными картинками, иллюстрирующими происходящее. Но, честно говоря, на книгу особенно смотреть и не приходится: сказочник указывает путь, музыка окунает. Иногда требуется помощь, и тогда самая смелая девочка из зала читает название предстоящей сказки или наряжается в подаренную доброй принцессой шубку и картинно засыпает в кресле.
Дают антракт, и дети радостно носятся по бальному залу Боголюбовской библиотеки, где проходит концерт. Отдохнув от недетских переживаний, мы возвращаемся на «второй акт».
По замыслу, он состоит из викторины и танцев. Но, то ли мы слишком необразованны, то ли чрезмерно скромны, но на каждый предложенный вопрос взрослая часть слушателей отвечала лишь нерешительным молчанием. Когда же выяснилось, что никто не помнит даже автора сказки «Снежная королева», с викториной было покончено.
Дети же, еще не научившиеся стесняться, с радостью согласились выступить и в качестве оркестра, дружно гремя бубнами и тарелками, и станцевали вместо взрослых «Вальс цветов». Закончился праздник настоящей детской дискотекой под Штрауса и Чайковского.
Конечно, это не самый простой опыт, но, если мы хотим, чтобы наши дети выросли чуть более чуткими и образованными, чем мы, надо дать им возможность вовремя встретиться с живым существом по имени Музыка.
Тем более, практика самых смелых родителей уже доказала, что мы преувеличиваем неподготовленность и неусидчивость своих маленьких разбойников.