Тим Вебб – личность в своей сфере легендарная. Один из основателей сенсорного театра в Великобритании, обладатель рыцарского ордена Ее Величества за достижения в области искусства и благотворительности, а также за вклад в развитие театра в Великобритании.
Основанная Тимом Веббом и его единомышленниками английская театральная компания «Oily Cart» ставит спектакли для детей от 6 месяце до 6 лет, а еще – для малышей и подростков с ограниченными возможностями. Все спектакли созданы по принципу мультисенсорного подхода к зрителю и его вовлечением в сотворчество. В постановках задействованы батуты, используется ароматерапия, гидротерапия и видеопроекция. «Бэби Cцене» Тим рассказал о находках и ошибках в режиссуре бэби-спектаклей, а также о том, как с помощью театра вырастить счастливого ребенка.
– Тим, когда и как в разносторонней деятельности вашей театральной компании появилось направление бэби-театра?
– Сначала мы работали с детьми от 2-х до 5-ти. Потом стали создавать спектакли для детей с проблемами в обучении, но о самых маленьких даже не думали. Но, тем не менее, среди зрителей иногда оказывались младенцы. И мы вдруг увидели, что есть большая разница в их реакции и реакции детей постарше. Малыши абсолютно искренни: они могут быть необыкновенно серьезными или смеяться от души. Это оказалось очень соблазнительно! И тогда мы решились на первую бэби-постановку. Это было шоу «Труба», которое потом мы играли в трех разных версиях.
– Как Вы думаете, зачем маленькому ребенку вообще нужен театр?
– Если ваш малыш растет в обстановке красоты, музыки, цвета, в доме с хорошей атмосферой (тут важно даже качество еды) и полном гостей – это формирует его правильно. И театр – часть этого окружения. Если ребенок получил позитивный опыт общения с театром, то он будет расти целостной личностью, интересующейся миром, и, в конечном итоге – счастливым человеком.
– Как вы готовите спектакли, подходящие для такого маленького возраста? Пишете сценарий, музыку - всё как в классическом театре?
– Вы знаете, я пишу, конечно, истории, которые ложатся в основу спектакля, но они очень-очень простые. Ну, максимум две страницы текста. А потом начинается игра с идеями. Свои предложения вносят все участники постановки: и актеры, и музыканты, и дизайнеры. Недели 3-4, наверное, уходит только на обработку самой идеи.
А самое важное в подготовке – это предпоказы. Мы находим детей нужного возраста, показываем им части шоу и смотрим на их реакцию. Если мы видим, что дети внимательно смотрят – значит, приемы подобраны правильно. А если отвлекаются, глазеют по сторонам – значит, где-то есть ошибка. Но даже если какой-то малыш, например, заплакал, не нужно сразу принимать вину на себя и думать, что ты что-то сделал не так. Маленькие дети ведь плачут по тысяче причин – они голодны, плохо себя чувствуют. Так что мы смотрим на общий, так сказать, фон спектакля.
Малышам ведь нравятся совершенно другие вещи, чем нам, взрослым людям. И даже тем взрослым, которые делают бэби-спектакли. Мы должны научиться видеть мир так, как видит его маленький ребенок. И это здорово на самом деле – видеть мир их глазами.
– Как вы выбираете участников своей команды? Кто они?
– Это сложный вопрос. Люди приходят в наш театр по разным причинам. Очень часто, например, мы ищем музыканта, который играет на каком-то определенном инструменте, на гитаре или на скрипке. Или хорошего танцора. Но при этом они обязательно должны хорошо уметь делать еще одну вещь – играть с детьми.
Вообще у нас очень разные люди. Кто-то хорошо подготовлен к актерской работе, кто-то – совсем нет. Например, один человек из нашей команды, который принимает участие во многих постановках, в юности играл в рок-н-ролльной команде. И, собственно, это вся его подготовка.
– Каковы основные моменты, которые делают бэби-спектакль успешным?
– Бэби-театр – это не театр 19 века, когда есть персонажи, меняется сюжет, что-то постоянно происходит. Постановки для малышей больше похожи на современный танец, перформанс, инсталляцию в которой нет как таковой истории, конкретной, прочитываемой.
С детьми ты вынужден использовать все возможные языки, которые есть в театре. Спектакль должен быть визуально красивым, аудиально красивым, быть приятным на ощупь, должен хорошо пахнуть и быть, если возможно, приятным на вкус – малыши же всё тянут в рот. Если ты правильно подобрал микс из этих ощущений, тогда малыши останутся с тобой.
Самое главное – это начало шоу. В начале малыши очень легко расстраиваются и начинают плакать, буквально от любого громкого звука. Поэтому первое, что мы должны сделать – настолько расположить ребенка к себе, чтобы он начал доверять нам. А вот уже потом, когда вы получили от ребенка этот кредит доверия, можно делать более сложные вещи. Например, выключить в зале свет, чтобы использовать световые эффекты, разноцветные огни и тому подобное. Вообще это здорово работает на бэби-спектаклях, но если это сделать слишком рано – вы попросту напугаете детей, и уже никакого спектакля не получится. Сделать так, чтобы дети не плакали, а были участниками действия – и есть настоящее мастерство бэби-театра.
– А как актеры реагируют на то, что ребенок, например, встал и пошел куда-то в середине спектакля?
– Да, малыши ничего не знают о том, что в театре надо сидеть, слушать, и смотреть. Они будут вставать и идти куда им нужно. И это нормально, так дети познают мир, так они живут – они любопытны, хотят играть и исследовать. Мы волнуемся иногда, что малыши подойдут к чему-то опасному, например, к электрическому оборудованию. Эти штуки для них почему-то очень привлекательны. Мы стараемся, конечно, такое предотвратить – просим маму или папу "пожалуйста, возьмите малыша к себе". Но это исключительно вопрос безопасности детей. О том, что они ведут себя "неклассически" во время спектакля мы вообще не переживаем – они же дети, это нормально.
– Что обычно ждут родители от посещения бэби-театра?
– Всем родителям нравится, когда дети играют. Играют разными способами. Им нравится, когда в театре ребенку помогают играть и при этом использовать свое мышление. Нравится, что этот опыт стимулирует их детей думать и чувствовать. Да, говорят они себе, я ращу здорового, правильно развивающегося ребенка.