РЕБЕНОК ПРОСИТ ИГРУШКУ

Что делать с капризами малыша в магазинах

2016-11-03 | 43
Добрый день! Анна, у сына (2,4 г.) наступил возраст, когда он постоянно просит купить игрушку в магазине. Все аргументы про "сейчас у мамы нет денег на это", конечно, мимо. В итоге безутешные рыдания на полчаса. Можно ли объяснить в таком возрасте, что не всё покупается? @kalmarka
 
Русский философ, психолог и педагог П.П. Блонский сказал: «Если мы начнем перечитывать современные книги по педагогике, мы найдем чрезвычайно много об умственном воспитании, немного о воспитании воли и характера, кое-что о воспитании чувств и почти ничего о воспитании желаний…. Однако именно регулирование детских потребностей должно быть одной из самых основных задач воспитания».
 
Действительно! Это одна из самых важных задач! Блонский вывел основные принципы воспитания:
 
 
Я на своих семинарах часто прошу родителей рассказать какую-нибудь типовую ситуацию плохого поведения ребенка, и даю задание: придумайте как можно больше способов решить эту проблему. Вот вам и самостоятельная работа – расскажите своим знакомым ситуацию про то, как ребенок постоянно просит игрушки, и спросите, что можно сделать. Часто, родители пользуются не более чем пятью способами, а на самом деле, их не менее тридцати! 
 
В чем суть требований ребенка, если посмотреть на них с точки зрения психологии развития? Ребенок учится конфликтовать. А родители? Самое разумное, что могут сделать родители – стать для ребенка тренером в конфликтных ситуациях, чтобы помочь ему освоить различные стратегии поведения в конфликте. Проблема только в том, что ученик готов, а тренер нет. Поэтому приходится быстро доучиваться, пока не испортились отношения. 
Итак, если посмотреть на проблему с точки зрения обучения, то перед нами встает совсем другая задача – не прекратить неугодное поведение как можно быстрее, а продемонстрировать ребенку разные варианты грамотного конфликтного поведения
 
Что мы знаем о мотивах детей до 3-4 лет? 
 
1. Преобладают мотивы-побудители, т.е. увидел – захотел.
2. Нет стабильной иерархии мотивов.
3. Ребенку проще откликнуться на внешний мотив (поощрение или наказание), чем опереться на свой внутренний мотив. Эту способность нужно формировать.
4. Формировать способность к внутренним мотивам проще сначала в игре, а уже потом – в жизни. Как только ребенок в состоянии сам запланировать и осуществить игровой замысел, он уже близок к стабильным внутренним мотивам. А это дети умеют делать не ранее 4 лет.
 
Поэтому перспективной воспитательной стратегией будет игра с ребенком, в которой он учится ставить цели, соблюдать правила, учиться общаться. Можно проигрывать с малышом разные сцены: «ребенок просит игрушку в магазине», «мы пришли в гости», «играем в песочнице», «вечер перед сном», «поход в детский сад», где ребенок может побыть в разных ролях и посмотреть на ситуацию немного со стороны. Именно в игре, вы сможете воспитывать в малыше внутренние мотивы, т.к. «кнуты» и «пряники» в игре вовсе не актуальны.
 
В подобных острых ситуациях важно, чтобы ребенок сталкивался с разными ответными реакциями взрослых: чтобы иногда ему уступали, а иногда – договаривались, иногда отвлекали, переключали внимание, переводили в игру или в шутку, а иногда – давали поплакать, иногда говорили о своих чувствах и переживаниях, а иногда – просто игнорировали капризы. 
 
И не надо забывать о предстоящем кризисе трех лет - возможно, это начинается именно он, кризис упрямства и негативизма. А кризис не бывает вечным!
 
Все статьи Анны Князевой читайте в рубрике «Раннее развитие»
 

Автор: Князева Анна

Смотрите также