Художник Ольга Устюгова и режиссёр, актёр пластического театра Юрий Устюгов одними из первых в России начал делать спектакли для малышей, было это в 2012 году в Московском театре кукол на Бауманской. Далее Первый Театр уже собственными силами выпустил сначала зимний спектакль «Первый снег», затем весенний – «Вода». К декабрю 2014 года появился «Щелкунчик», в апреле 2015 состоялась премьера спектакля «Шоколад».
Устюговы тиражируют собственные спектакли и играют параллельно основной площадке в РГДБ ещё в семи различных местах – с кем договорятся. Причём происходит это без ущерба для качества перформативных постановок. Они идут внутри специально оформленного пространства-инсталляции, где события развиваются по заранее определённому сценарию, но в постоянном игровом взаимодействии с маленьким зрителем. Дети тут себя чувствуют предельно свободно и комфортно, если, конечно, не боятся играть вместе с родителями с незнакомым дядей/тетей. В классическом детском театре интерактивные сцены обычно воспринимаются как чуждый элемент, заискивание перед зрителем, но без таких же сцен «Первый театр» просто невозможен, и в этом его особое очарование.
Создание бэби-спектаклей подхватил театр «Домик Фанни Белл», который тоже постепенно захватывает окраины столицы. Первые идеи для спектаклей продюсер театра Андрей Поздняков искал среди выпускников экспериментального курса Д.Крымова и Е.Каменьковича в РУТИ (ГИТИС), которые уделяют особое внимание именно необычной сценографии – как оказалось впоследствии, театр художника отлично приспособился к новому формату.
В июне 2014 года вышел «Я делаю мир» Александры Ловянниковой – за полгода он был приглашен на четыре престижных театральных фестиваля. Осенью Вера Соколова и Алина Бровина поставили для «Домика Фанни Белл» бэби-спектакль «Гусеница», в августе 2015 Соколова и Бровина выпустят спектакль «Порт». А на май-июнь запланирован выпуск «Маус Хаус Штраус» Елены Лабутиной, который обещает удивить в первую очередь музыкальным решением и трансформирующейся сценографией художника Александрины Рябохлыст.
Общение с залом на спектаклях «Домика» происходит в основном после показа. Актёры устраивают для зрителей игровой мастер-класс по изготовлению собственных птичек и бабочек из подручных материалов, учат свободно играть и фантазировать.
Третий из основных источников бэби-спектаклей появившихся в Москве – режиссерская лаборатория «Бэби Лаб», организованная осенью-2014 Институтом театра (совместная инициатива Центра имени Вс. Мейерхольда, Школы театрального лидера и фестиваля «Золотая Маска»). Проект поддержан грантом Министерства культуры, кураторы – театральный педагог Варвара Коровина и продюсер Екатерина Гаева.
Поучаствовать в лаборатории съехались десятки режиссёров, хореографов, художников со всей России. Они изучали зарубежный опыт театра для малышей, делились идеями, слушали курс лекций итальянского режиссёра Роберто Фрабетти и к весне подготовили 9 спектаклей, которые теперь будут идти в разных репертуарных театрах страны. С 12 по 14 апреля постановки лаборатории будут представлены в рамках специальной бэби-программы фестиваля «Золотая Маска» в Культурном центре ЗИЛ.
Самые удачные спектакли, вышедшие из «Бэби Лаб» – пластический спектакль «Приключения Кисточки» Юлии Великановой, балет «Лебединое озеро. Baby version» Татьяны Прияткиной-Вайнштейн, музыкальный спектакль «Выдумываешь, Тюлька» Екатерины Корабельник.
P.S. Редакция проекта «Бэби Сцена» будет рада узнать от читателей о других лабораториях, объединениях, творческих проектах, посвящённых профессиональному театру для самых маленьких. Присылайте предложения на почту редакции — pr.babystage@gmail.com .