Постдрама для грудничков. Часть 1

Бен Флетчер-Ватсон о бэби-театре.

Бэби-театр – широкое поле для экспериментов. Приверженцы прогрессивного направления, которое описал немецкий исследователь Ханс-Тис Леман в книге «Постдраматический театр», почувствуют себя в новом жанре как сыр в масле. Отказ от линейного повествования и текста, сближается с перформансом, хеппинингом, инсталляцией, видеоартом – все это на удивление органично применяется в театре для тех, кому от 0 до 4.

Бен Флетчер-Ватсон – англичанин, один из авторитетных исследователей бэби-театра в Европе. Его статья «A Postdramatic Theatre of Paidia for the Very Young» 2013 года, описывающая потенциал нового веяния, показалась нам интересной и вдохновляющей.

Оригинал Вы можете прочитать здесь: https://www.royalholloway.ac.uk/dramaandtheatre/documents/pdf/platform/72/platform72-childsplay.pdf , а на сайте проекта Бэби Сцена опубликуем перевод некоторых фрагментов.

 

Итак, малыши в возрасте от 0 до 4 очень любят играть. И это отличный повод придумать для них свой, основывающийся на импровизациях, театр. Расцвет его произошел не в последние годы, как считают многие, а около 30 лет назад. Элемент спонтанного участия в действии во многом сближает бэби-театр со стариком-перформансом. Появление жанра – естественное следствие развития постдраматического искусства, опирающегося на живое взаимодействие актера и зрителя. Детская забава переплетается с чистой театральностью и дарит потрясающе позитивный эмоциональный опыт. Красочные, но лишенные сюжета представления, бросают вызов классическим моделям спектаклей для детей. Театр возвращается к своим первоосновам, в пространство сотворчества.

 

Шаловливость, баловство, свободная импровизация, веселость и неконтролируемый полет фантазии – то, что свойственно малышам и что необходимо всем, кто занимается бэби-театром. Дети способны воспринимать искусство и без долгого эстетического воспитания. Стоит посмотреть на театр немного под другим углом, и вы увидите, что многие детские спектакли абсолютно состоятельны художественно и интеллектуально.

 

«Театр для самых маленьких» (‘Theatre for Early Years’ или попросту TEY) возник в 1978 году с появлением Театра Kit. Сегодня для карапузов появляется ежегодно более 450 представлений, включающих оперу, балет, комедии и даже постановки по Шекспиру. Однако количество спектаклей не означает признание жанра.

Многие критики продолжают спрашивать: «Разве не с трех лет ребенок начинает воспринимать театр? Разве отличается ваш бэби-театр от обыкновенных занятий по развитию?». Отвечаем: «Нет, не с трех, значительно раньше. И да, от занятий по развитию хороший бэби-театр отличается кардинально».

 

Критическая риторика основана на стереотипах: театр – место для взрослых, «невинность» ребенка может быть испорчена искусством, дети не способны воспринимать условность. На самом деле малыши не уступают взрослым в многих способностях, а даже опережают их. Дети от рождения расположены к чуткому эстетическому восприятию и эмоционально открыты. Они талантливее в полете фантазии, в импровизациях и в творческом взаимодействии.

 

Консерваторы спорят, что детский театр должен готовить маленького зрителя к пониманию «настоящего искусства». Но искусство для малышей ценно само по себе, точно так же как ценен и каждый ребенок – не только будущий взрослый, но и личность. Как утверждает Ханс-Тис Леманн, неверно весь театр по умолчанию рассматривать как театр драмы. «Театр для самых маленьких» полностью состоятелен, ведь он может становиться источником бесконечного зрительского удовольствия и полем для потрясающих художественных открытий.

 

Свои мысли о выдержках из статьи Бена Флетчера-Ватсона и пожелания по наполнению сайта проекта Бэби Сцена присылайте на адрес pr.babystage@gmail.com

Смотрите также