Молодые художницы Вера Соколова и Алина Бровина, выпускницы экспериментального курса режиссера Евгения Каменьковича и художника Дмитрия Крымова в РАТИ (ГИТИС), успешно оформили уже более двадцати спектаклей в разных городах России. А вот в бэби-театре они не стали ограничиваться оформлением, а выступили в качестве режиссеров. Первой их работой была «Гусеница», которая до сих пор с успехом идет в Домике Фанни Белл. И совсем недавно появился новый спектакль Веры и Алины для самых маленьких – «Порт», красивая, музыкальная, с привкусом легкой грусти история про тигренка и его отважного папу, моряка дальнего плавания.
– Как получилось, что вы, художницы по образованию, начали заниматься бэби-постановками?
Вера: Нас пригласил к себе в театр Андрей Поздняков (директор и продюсер театра «Домик Фанни Белл» – прим. авт.) и предложил сделать спектакль для самых маленьких. Нам показалось, что это может стать интересным опытом.
Честно говоря, процесс создания детского спектакля оказался своеобразной отдушиной. Ведь «взрослый» театр – это такая машина: здесь есть режиссер, который точно знает, чего он хочет, есть четкие задачи для актеров. А чтобы вот так свободно что-то сделать для себя – такое не часто встретишь. Поэтому для нас это не только работа, но и развлечение. Очень приятно создавать что-то для детей: они невероятно благодарные зрители.
Алина: Бэби-спектакли – это картинки в действии. То есть, это в большей степени именно художественная работа, нежели режиссерская. Важно сделать красивые и живые сцены, подобно детской книжке для малышей, в которой много иллюстраций и мало текста.
– Чем вы руководствуетесь, когда придумываете спектакль? Ведь спектакли для самых маленьких – это очень специфическая сфера творчества, требующая не только теоретического, но и практического опыта?
Алина: На самом деле, как мне кажется, мы особо не отличаемся от трехгодовалых детей (смеются). Мы делаем в первую очередь то, что нам самим интересно. По сути, маленький зритель ничем не отличается от большого: как только взрослому становится скучно на детском спектакле, то и ребенок сразу же начинает отвлекаться и терять внимание.
Вера: У наших друзей есть дети, и мы видим, в каком возрасте, как и на что они реагируют. Например, им нравятся какие-то светящиеся штучки или смешные звуки. Мы, естественно, обращаем на это внимание.
– Расскажите, пожалуйста, о спектакле «Порт». Почему именно морская тематика? Что навеяло? Почему именно тема папы?
Алина: Еще во время учебы в ГИТИСе мы почувствовали актуальность и болезненность этой темы. Постоянно всплывал образ ушедшего, уходящего или отсутствующего отца. У меня есть младший брат. И он в свое время в туалете исписал все стены: «папа, я тебя жду», «папа приходи скорее». Даже если папа, например, в семье, то его надо все время, каждый день, ждать с работы. Мама-то практически у всех и всегда рядом постоянно.
Вера: Еще нам очень нравится море. И мы поняли, что порт объединяет в себе много интересных тем. Это целый мир: корабли, краны, механизмы и какие-то звери, и развлечения, и ожидание. Наш главный герой – тигренок – изучает этот мир, знакомится с его обитателями, находит новых друзей.
– В ваших спектаклях идеально подобрано время для интерактива. Он четко регламентирован: не возникает хаоса, спектакль «не разносится». Как вы этого добиваетесь?
Алина: В первую очередь мы ориентируемся на свою реакцию. Если становится скучно - ты понимаешь, что вот здесь тигренок слишком долго один на сцене, хочется, чтобы он поиграл.
Мы продумываем только фрагменты спектакля, в которых детям было бы интересно поучаствовать, а вот их продолжительность часто определяется самими актерами. Они внимательно наблюдают за зрителями: если малыши зажаты, стесняются, то актеры позволяют им чуть больше, а если дети, наоборот, гиперактивны – ребята их успокаивают. В «Гусенице» были моменты, когда слишком активные дети вырывали главную героиню из рук актеров. В таком случае кто-то из ребят просто кладет руку на плечо ребенку, и он понимает, что надо остановиться. Вообще, это индивидуально и зависит о каждого конкретного спектакля.
Вера: Мы поняли, что не нужно специально провоцировать на действие. Не надо говорить: иди купайся, иди трогай, иди играй. Потому что, если дети хотят, то они все равно это будут делать.
– Под Новый год вы создали праздничную версию спектакля «Порт». Чем она будет отличаться от оригинальной постановки?
Вера: Было много вариантов для изменения спектакля, но в итоге мы пришли к тому, что изменятся только финал и интерактив. В конце будет приплывать папа-Дед Мороз и привозить новогоднюю елку. Такой конец в определенном смысле меняет угол восприятия: это не только ожидание папы, но и ожидание самого праздника, который в итоге случается.
– Есть ли у вас уже какие-то определенные планы на будущее относительно детских спектаклей?
Вера: Нет, сейчас у нас перерыв. Возможно, будем работать в дальнейшем больше с музыкой в спектаклях. Начали мы как раз с «Порта», где у нас есть музыкант, Илья Бородин, и его живая музыка. Нам это интересно. Будем эту тему дальше развивать. И хотелось бы сделать что-то для более старшего возраста.