До недавнего времени бэби-театр жил своей, отдельной от «большого» театра, жизнью. И вот, наконец, новый шаг: спектакль для зрителей от 6 месяцев «Малыш и кот» появится в репертуаре театра им. Маяковского. О подготовке к премьере нам рассказала режиссёр, руководитель проекта «Бэби Лаб» и молодая мама Екатерина Гаева.
– Вы впервые выступаете в качестве режиссёра. До этого вы были генеральным продюсером «Бэби Лаб», то есть занимались больше организационными вопросами. Почему вы решили поставить собственный спектакль?
– Начать нужно с того, почему я вообще стала заниматься «Бэби Лаб». Я хотела, чтобы мой сын, которому сейчас всего семь месяцев, смотрел те спектакли, которые нравятся мне самой. И свой спектакль я тоже решила сделать для него.
Движение бэби-театра активно развивается в Европе, и мы хотели сделать что-то подобное у нас, понизить возрастную планку профессионального театра. Сейчас в силу сложившейся традиции в театр детей приводят в 3-4 года. А три десятилетия назад эта планка была ещё выше – 6-7 лет.
В прошлом году мы пригласили в «Бэби Лаб» европейских специалистов. Среди них был итальянский режиссёр Роберто Фрабетти, который уже тридцать лет ставит спектакли для самых маленьких, ищет правильные подходы, техники, интонации. Он провёл для нас мастер-класс, после которого все участники сделали свои эскизы. У меня тоже родилась идея, из которой постепенно вырос целый спектакль. Сначала я рассказала о своей задумке художнику Виктору Никоненко, потом пригласила режиссёра по пластике Алёну Смирницкую, ударника Артёма Журавлёва. А потом «Бэби Лаб» получил грант «Открытой сцены» в театре Маяковского, где я предложила поставить спектакль.
– Вот так вот просто – предложили и всё? Обычно в больших, тем более академических, театрах спектаклей для малышей не встретишь.
– В этом и заключается идея «Бэби Лаб» – аудитория профессионального театра может начинаться с самого маленького возраста. В ребёнке сразу просыпается зрительская активность, он понимает правила игры. А после каждого спектакля зрителей ждёт интерактивная часть, они могут всё рассмотреть, пощупать декорации.
Мы считаем, что человек абсолютно готов к посещению театра в год, а сейчас пытаемся понять, как нам работать со зрителями семи-восьми месяцев, потому что такие к нам тоже приходят. Мы выпускаем спектакли в партнёрстве в разными театрами – театр им. Сац, Центр им. Мейерхольда, а теперь и театр Маяковского.
– Театр Маяковского охотно пошёл на такой эксперимент?
– В репертуаре этого театра уже есть детские спектакли – «Мама-кот», на днях состоялась премьера «Фабрики слов». Это спектакли для дошкольников и младших школьников. А с выходом нашего спектакля ребенок сможет начать ходить в театр с малышового возраста, потом переключиться на спектакли для дошкольников, потом – на подростковые спектакли. И вот уже сформировался зритель, который всю жизнь будет ходить в этот театр.
Исследования говорят о том, что если человека не водили в театр с детства, маловероятно, что он станет постоянным зрителем в будущем. Поэтому прививка искусством должна происходить в детстве. И в театре Маяковского с этим согласны.
– Расскажите немного о спектакле.
– Отдельные истории объединены линией жизни Малыша. Вот он проснулся, к нему пришёл Кот, который научил его что-то интересное делать, рассказал, как же здорово на улице. На следующее утро ребёнок просыпается супер-ребёнком, а Кот уходит к другому малышу. Такой Кот – Мэри Поппинс!
В спектакле звучат стихи прекрасного поэта, Насти Орловой. Настя принесла свои стихотворения на один из мастер-классов в «Бэби Лаб», и они отлично легли в мою идею. Поэтому дальше мы стали работать вместе. Драматург Нина Беленицкая написала либретто – посценную историю, которая происходит с малышом и котом.
– Наверное совсем маленькому зрителю сюжет спектакля ещё не так важен, он не может следить за его развитием, отмечать сюжетные повороты. Как вам удается удерживать внимание зала?
– Точно сказать, что может, а что не может ребёнок, нельзя. Нам остаётся только догадываться об этом. Лет сто пятьдесят назад люди думали, что ребёнок до года – это такой недочеловек, зверёк. Детям даже не разрешали долго ползать, насильно ставили в ходунки: считалось, что только прямоходящее существо может называться человеком. Мне очень понравилось высказывание Роберто Фрабетти о том, что ребёнок рождается уже human being, а не human becoming. Он сразу полноценный человек, а не становится им с возрастом.
Эта история уважения к человеку для нас очень важна. Мы предполагаем, что нет никаких ограничений, просто нужны дополнительные акценты – чуть более контрастные цвета, определённый ритм. Дети отлично понимают юмор, музыку, слова. Просто не стоит ждать незамедлительной реакции: им нужно время, чтобы всё осознать.
Бэби-театр – это самый честный театр. Если ребёнку неинтересно, он не будет смотреть из вежливости. И мы стараемся внутри спектакля найти то, что будет привлекать внимание зрителей, позволит не отвлекаться. Это может быть музыка, какие-то пластические этюды.
– Но ведь процесс этих поисков не односторонний, он должен сопровождаться зрительской реакцией. Иначе может оказаться, что на те приёмы, которые казались вам удачными, зрители не реагируют.
– Одна из важных составляющих выпуска спектаклей в «Бэби Лаб» – апробации. Чтобы не просто прокачивать своё режиссёрское эго, а делать действительно интересные вещи, мы привлекаем зрителей в процесс постановки. Первые отрывки из спектакля мы показали больше чем за месяц до премьеры.
У нас есть свои фокус-группы. Это мамы с детьми, которые нас уже знают, и понимают, что мы показываем им не готовый спектакль, а работу над ним. Ещё мы приглашаем на предпремьерные просмотры детей из детских садов. Они обычно ведут себя иначе, чем те дети, которые пришли с родителями: меньше отвлекаются на соседей по залу, ведь они все уже знакомы. Но если кому-то одному неинтересно, становится неинтересно всем. После таких показов мы можем что-то поменять, скорректировать в своём спектакле.
Во время показов мы следим за реакцией детей и родителей. Кстати, история взаимоотношений ребёнка и родителя во время спектакля очень важна. Мы всегда стараемся, чтобы родители сидели вместе с детьми, чтобы ребёнок слышал звук сердца родителя, был спокоен, а не вертел головой, выискивая в последнем ряду уткнувшуюся в телефон маму.
Поход в театр – это поиск совместного мироощущения, это тема, о которой будет интересно поговорить. Даже у самых маленьких после спектакля появляется определённый настрой, которым они могут поделиться с родителями.
– Расскажите о команде, с которой вы работаете над спектаклем. В ней есть как приглашённые артисты, так и артисты театра Маяковского.
– Да, роль Чтеца в разных составах исполняют актрисы театра Маяковского. Чтец – это голос, который рассказывает, что происходит за окном, а также объясняет Малышу его собственные чувства. То есть, это одновременно и внутренний голос, и голос сверху. Чтец – это не мама, не бабушка, не старшая сестра, это звучащая вокруг ребёнка атмосфера. Самого Малыша играют молодые актёры, выпускники курса Игоря Золотовицкого.
Поскольку спектакль пластическо-поэтический, для артистов очень важна пластика. Но пластика не танцора, а драматического актёра, который сможет через движения тела показать смысл существования Малыша.
– Какими качествами должен обладать артист, чтобы играть для малышей?
– У него должно быть внутреннее детское обаяние. Это артист, который находит в себе внутреннего ребёнка. И именно этот ребёнок общается с детьми в зале, без морализаторства, без назидания. Только так им станет интересно смотреть. С артистом должен произойти процесс, который я называю обнулением. Мы, взрослые, со своим опытом, знаниями детям мало интересны. Им интересно, как мы чувствуем.
– Ваш сын придёт на премьеру?
– Конечно, куда ему деваться!
– Он уже смотрел какие-то спектакли?
–Да, мы с ним были на фестивале «Гаврош». А летом мы гостили у родственников в Австралии, смотрели там цирковое шоу и слушали оперу. Так что у Себастьяна в его семь месяцев уже довольно обширный театральный опыт. Считается, что человек, посетивший театр больше десяти раз, приобретает статус театрала. Вот Себастьян за полгода стал театралом!
– Можете дать какой-то совет родителям, которые хотят привести малыша в театр, но боятся? Всё-таки пока у нас это не очень принято.
– Действительно, многие думают, что ребёнок не высидит, у него нет подходящей одежды и так далее. Но ведь перед телевизором или компьютером, которые показывают мультики, ребёнок сидит. Театральное искусство может быть сильнее мультипликационного.
Не надо бояться, что ребёнок чего-то не поймёт. То, как искусство воспринимается каждым человеком – это его личная история. Но оно, несомненно, воспринимается. И чем раньше человек соприкоснётся с искусством, тем более открытым к нему он будет впоследствии.