– Ребенку 2 года. Малыш начал активно рисовать, лепить, фантазировать. Как правильно вести себя родителям: пустить ребенка «в свободное плавание» или стараться постоянно учить его новому? Если каждый раз подсказывать, не повредит ли это развитию воображения малыша?
На вопросы читателей Бэби Сцены отвечает клинический психолог, мама семи детей, автор программ детского развития Анна Владленовна Князева.
«Вмешиваться или не вмешиваться в развитие ребенка?» – этот вопрос задавала себе научная психология многие годы. А единого ответа на него так и не дала. Психоаналитики вам скажут: «оставьте ребенка в покое – пусть делает, что хочет», поведенческая психология сообщит, что нужно «позитивно подкреплять формы поведения, которые хотите развивать», педагогика посоветует «оттачивать навыки». Так что же делать родителям?
Великий отечественный психолог Л. С. Выготский пришел к выводу, что для каждого возрастного периода жизни ребенка существует ситуация, в которой развитие происходит наиболее полно. И наоборот, некоторые условия не способствуют гармоничному развитию и даже тормозят или искажают его. То, что полезно в одном возрасте – может быть совершенно неполезно в другом.
Для периода от 1 до 3 лет наилучшими условиями развития личности ребенка и его творческих способностей является позитивная совместная деятельность, сотрудничество со взрослым. Ребенок в этот период живет «с помощью взрослого», а взрослый делает что-то не «вместо» ребенка, а «вместе» с ним. Именно в совместных действиях, делах и разговорах происходит знакомство ребенка с миром человеческой культуры и наполнение его познавательных потребностей.
Учить ребенка новому необходимо, потому что именно обучение ведет за собой его развитие. Но чтобы делать это правильно, нужно определиться, на каком этапе совместной деятельности находится сейчас ваш малыш, и предлагать средства этого этапа и следующего за ним.
Первый этап: родитель играет, ребенок смотрит. Например, мама или папа строят башенки, кормят зверей, катают и чинят машинки, делают поделку. Главная цель – заинтересовать!
Второй этап: родитель играет, ребенок помогает (или мешает – это тоже этап). Ребенок действует по просьбе родителя: «принеси мне кубик», «постучи молоточком», «помой кисточку» и т.д… Главная цель – развить инициативу.
Третий этап: ребенок играет, родитель помогает действиями. Малыш сам заинтересовался какой-то игрой или видом творчества. Например, он сам строит башню, а родитель подравнивает кубики, чтобы она не упала. Ребенок взялся за пластилин – родитель показывает, как его катать, мять, резать, делать с его помощью картины или фигурки для игры. Главная цель – заинтересовать правилами занятия или игры.
Четвертый этап: ребенок играет, родитель помогает словами. Чаще вопросами: «Что ты хочешь построить? Гараж или дом?», «Ты кому кашу варишь?», «Кого лепишь? А где он будет жить? С кем дружить?». Главная цель – соединить единичные действия в ролевую цепочку, т.е. придать действиям смысл.
Пятый этап: ребенок занимается сам, родитель подсказывает способ развития занятия или игры. Например, ребенок носится с саблей по дому, родитель спрашивает: «Ты кто? А! Ты – пират! Ты ищешь клад на острове? А карта у тебя есть?». Или ребенок увлеченно что-то рисует, родитель спрашивает: «Ты художник? А что за история изображена на картине? Для кого этот рисунок?». Главная цель – развитие сюжетно-ролевой игры, присвоение ребенку роли.
Цель такой совместной с малышом деятельности – научить радоваться процессу созидания. Именно в сотрудничестве взрослого и ребенка от 1 до 3 лет раскрываются его задатки и формируются его творческие способности. Грамотно подбирая способ взаимодействия с ребенком на том или ином этапе, мы не тормозим детское развитие, не идем с ним в ногу, а, как и положено хорошему педагогу, идем на шаг впереди.