На вопрос, что в книге интересует малыша в первую очередь – картинки или текст – ответ очевиден. Конечно, картинки! Ещё до того, как научиться читать, многие дети часами перелистывают книги, рассматривая картинки и сочиняя по ним свои собственные истории.
Поэтому так популярны во всём мире виммельбухи (книги для рассматривания). Одну из таких книг – «Где же торт?» нарисовал нидерландский художник Тэ Тён Кин. В отличие от многих других виммельбухов (самые известные – сезонные книги Ротраут Сюзанны Бернер), в этой есть сквозная история – похищение торта. На первых же страницах две крысы крадут торт и, углубляясь в книгу, можно наблюдать за тем, как они пытаются вместе с ним скрыться. Вокруг, конечно, разворачиваются и другие, не менее драматичные история, но эта – главная.
Подобная книга может научить малыша «читать без слов», то есть, улавливать причинно-следственные связи, складывать из отдельных эпизодов общую историю. Ну а какая польза от такой книги для развития фантазии, вы и сами понимаете!
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Это сборник очень симпатичных шотландских народных песенок, которые подойдут как младшим школьникам для чтения и заучивания, так и малышам в качестве потешек. Если котенька-коток и сорока-белобока уже надоели (а большинству родителей они рано или поздно надоедают), можно заменить их крошкой Вилли Винки.
Переложила шотландские песенки на наш лад замечательная переводчица Ирина Токмакова, а проиллюстрировал Лев Токмаков. Их тандем (да и каждый из них по отдельности) – своеобразный знак качества в отечественной литературе.
Издательство «Мелик-Пашаев»
Что нужно, чтобы отправиться в путешествие? Купить билет, собраться, продумать маршрут. Глупости! Иногда для настоящего путешествие достаточно только хорошего воображения.
Поэт Александр Тимофеевский приглашает ребят исследовать выдуманную страну – «Клоуниаду». А не потеряться в незнакомый стране помогут – кто бы вы думали? –клоуны Ап и Чхи, а также фокусник Маэстро Мыльных Пузырей.
Книга написана от лица взрослого, который иногда, благодаря своему воображению, снова становится ребёнком. «Взрослую» и «детскую» часть книги распознать очень легко: то, что говорится от лица взрослого, написано в прозе, то, что от лица ребёнка – в стихах.
В «Клоуниаде» ведь можно увидеть что угодно – и Пушкина, и Винни Пуха и даже странное создание по имени Каляка-Маляка. Игра слов, смешение жанров и бесконечная фантазия – вот из чего сделана эта книга! Детям она понравится потому, что воображение автора вполне может составить конкуренцию самому богатому детскому воображению. А взрослым «Клоуниада» напомнит о силе фантазии.
Издательство «Компас Гид»
Главный герой книги очень любит петь и смешить младшего брата. И так здорово у него это получается, что брат всегда покатывается со смеху, а остальные родственники восхищаются.
Но вот малышу предстоит сыграть в школьном спектакле. И оказывает, что петь дома брату и выступить на сцене перед всей школой – это не то же самое. Даже если нужно сказать всего одну фразу.
Кому не знакома такая ситуация? У кого не дрожали коленки перед утренником в детском саду или толпой родственников, которым обязательно надо услышать, как ты читаешь стихотворение? Страх перед публичными выступлениями – один из самых распространённых страхов и один из первых, с которыми сталкивается ребёнок. Можно грамотно его преодолеть ещё в детстве или остаться с ним на всю жизнь.
Конечно, увещевания взрослых не помогают. Малыша убеждают и родители, и учительница, но страх никуда не девается. Наоборот, чем ближе день выступления, тем сильнее он разрастается. В итоге мальчик уже готов сбежать и спрятаться – пусть спектакль проходит без него. Но неожиданной поддержкой становится его любимый младший брат.
«Один на сцене» – это книга для семейного обсуждения. Очень важно дать ребёнку понять, что он не один на один со своим страхом, что многие уже через это проходили. Разберите книгу по частям – чего именно боялся малыш, почему выступать в школе страшно, а дома – нет, что бы случилось, если бы он так и не вышел на сцену, и почему он всё-таки решился выйти.
Издательство «Самокат»
Однажды около дома добропорядочной английской семьи по фамилии Хоуп появился огромный Чёрный Пёс. Он ничего не делал, просто ходил вокруг, но домашние почему-то очень его боялись. В их глазах он становился всё больше и больше: сначала размером с тигра, потом – со слона, а потом и с тираннозавра. И негде было от этого монстра спрятаться, даже укрытие под кроватью не казалось таким уж безопасным. Конечно, по закону жанра справиться с огромным Чёрным Псом может только самый маленький член семьи – девочка Крошка. Именно она делает решительный шаг навстречу монстру. А монстр, конечно же, оказывается не таким уж и страшным.
Это очень мудрая история о силе страха и мужестве смотреть своему страху в глаза. А за потрясающие иллюстрации Леви Пинфилд получил самую престижную в Великобритании премию – медаль Кейт Гринуэй.
Издательство «Поляндрия»
По динамичности повествования и быстрой смене кадров книга «Три разбойника» очень напоминает мультфильм. Жили-были три свирепых разбойника, которые чёрными-чёрными ночами грабили путников на дорогах. Всё награбленное они перетаскивали в своё логово, где от души «чахли над златом». Что ещё можно делать с такими несметными богатствами, разбойники никак придумать не могли. Пока однажды не встретили девочку Тиффани, которая, вопреки всем ожиданиям, не испугалась разбойников, а обрадовалась им. Девочка очень быстро помогла разбойникам с умом распорядиться добычей – все вместе они купили красивый замок и поселили в него сирот со всей округи. И все, конечно, были очень счастливы.
Эта книга легко и непринуждённо затрагивает одну из самых непростых тем в детской литературе – тему брошенных детей. Причём происходит это легко, общий тон книги не нарушается. Проблема сиротства поставлена даже не как проблема, а как обычный факт. Сироты есть. Но и строительство замка разбойниками никакое не геройство, а тоже факт.
Для маленького ребёнка такая простая картина мира даже хороша – есть люди, которым нужна помощь, значит им надо помочь. Без причитаний, сомнений и прочих, сбивающих с толку чувств. Ну а то, что деньги на эту помощь были добыты нечестным путём, так это закон жанра. История Робин Гуда всегда будет популярна!
Издательство «Самокат»