«Гусеница» ‒ спектакль для самых маленьких зрителей, появившийся в театре «Домик Фанни Белл» и идущий на разных площадках по всей Москве. Прожорливая гусеница увеличивается с каждым прогрызенным фруктом. Простой сюжет, минимум текста и фантастические картинки, слепленные из чего попало, но ровно так, что обретают максимальную художественную выразительность. Идеальный вариант для детского спектакля в постановке режиссеров-художников.
Вроде бы, «Гусеница» ‒ кукольный спектакль. Ведь действуют в нём игрушечная гусеница и ее игрушечные знакомые. Но кукловод Мария Наумова не прячется в чёрной тени, напротив, «голодает» весьма активно и ярко, вовлекая в происходящее и зрителей. Да и не кукловод она вовсе, а самая настоящая драматическая актриса, заигравшаяся в детской комнате с другим актером – Сергеем Пропажиным. В процессе игры, как это всегда бывает, обиходные вещи вовремя попадаются под руку и приобретают самые волшебные свойства. Целлофановый пакетик – это крошечное яйцо, из которого при свете луны – светильника на палке – вылупилась гусеница. Собака из бутылки принесла голодной гусенице пакет с апельсинами. А шуршащая скотчем птица – несколько вишенок. Но это не принцип набившего уже оскомину «бедного» театра. Это принцип детской игры. Процесс превращения обыкновенной вещи в нечто сказочное – это эссенция игры, которую маленькие зрители принимают с восторгом. «Что это? Что это?» ‒ чуть дыша, произносит мой сын, уставившись на луну с кнопкой выключателя. Он не раз видел бра, но никогда еще обыкновенная лампа не взмывала так беззастенчиво под потолок и не объявляла себя небесным светилом! Спектакль полон таких деталей, элементарных на первый взгляд, но погружающих детей в состояние удивленного счастья.
Приняв правила игры, предложенные актерами, зрители мгновенно в нее включились. Мы дали голодающей гусенице попробовать свои ножки, они оказались невкусными. Мы накормили обожравшуюся гусеницу зелеными листочками и вылечили её. А в финале даже создали собственных бабочек из ложки и папиросной бумаги.
Создатели спектакля, выпускники единственного в своем роде курса режиссеров-художников, Вера Соколова и Алина Бровина очень точно «поймали» автора и написали на его стихи новую музыку, открывающую новые возможности знакомой истории.