Игра с классиками

Музыкальное развитие малышей: как увидеть и нарисовать классическую музыку

2016-03-17 | 24

Благотворное влияние музыки великих композиторов известно всем. И даже родители, от классики далекие, нередко стремятся приучить своих малышей к прослушиванию Моцарта или Чайковского. Однако не всякая классическая музыка одинаково полезна: она может быть тяжела для восприятия даже взрослого, подготовленного слушателя. Поэтому, прежде чем вводить ребенка в «мир прекрасного», стоит тщательно отобрать звучащий репертуар.  

Чем отличается классика для самых маленьких от «взрослой» музыкальной программы? Во-первых,  настроением. Произведение может быть веселым или лиричным, но угнетающим, зловещим – никогда. Не стоит бездумно ставить при ребенке диск Шостаковича или Шнитке (хотя и у этих композиторов есть отдельные легкие произведения для детей).

Второе важное отличие детской музыки – конкретность сюжета. Большинство детских произведений –  не просто «сюита №…», а посвящение определенному событию или даже существу.  Эта особенность  открывает широчайший простор для фантазии: музыкальные игры для малышей стоит непременно включить в ежедневную игровую программу малыша.

Вот несколько произведений-образов, прекрасно подходящих для увлекательной «игры с классиками»: занятия, на котором основано музыкальное развитие малышей.

 

«Весело-грустно». Людвиг ван Бетховен

Самое первое, доступное даже двухлетнему малышу понимание музыки – это её настроение, мажор и минор. Небольшая композиция Бетховена «Весело-грустно», состоящая из попеременно сменяющих друг друга мажорной и минорной тем, словно специально создана для музыкальной игры с малышами.

Если соотнести радостные звуки мажора с понятием «день», а тихий минор обозначить как «ночь», то старая игра приобретает совершенно новое наполнение. Пусть малыш потанцует под мелодию «дня» и «уснет», когда услышит ночь. Затем обсудите: что ещё мы делаем, когда светит солнышко? Умываемся, одеваемся, завтракаем, играем и гуляем. Как мы это делаем? – активно. А как мы ведем себя, когда нам хочется спать? Медленно, потягиваемся, зеваем. Поставьте композицию на круговой повтор и разыграйте с ребенком жизнь, уложенную в сутки со сменой ритмов и настроения.

 

 

 «Полет шмеля», Н.А.Римский-Корсаков

Визуальное восприятие музыки отлично получается тренировать на пьесах о животных. Вот уж где образное мышление развивается по максимуму!  Предложите ребенку не просто слушать музыку, а представить себе загаданное животное, движущееся в ритм мелодии. После чего создайте его визуальный образ.

Например, прекрасных шмелей можно изготовить по принципу помпона: дайте ребенку картонную заготовку в виде бублика, которую он с удовольствием обмотает жёлтыми и черными нитками, затем обрежьте края и приклейте глазки из пуговок. Привяжите к получившемуся насекомому тонкую нить и устройте ему головокружительный полёт! Эффект двойной: прослушивание классики плюс упражнение на мелкую моторику.

 

 

«Тема лебедя», Петр Ильич Чайковский

Либретто знаменитого балета малышам, конечно, рассказывать не стоит. Лучше почитать «Сказку о царе Салтане» Пушкина, где фигурирует Лебедь Белая и рассмотреть картину Врубеля «Царевна-Лебедь».

Под эту композицию можно устроить самое настоящее лебединое озеро. Приготовьте вместе с ребенком соленое тесто, позвольте ему самому смешивать заранее отмеренные порции муки, соли и воды. Затем слепите несколько лебедей и, высушив их, раскрасьте акриловыми красками. Готовых лебедей запустите в большое блюдо, наполненное водой, подуйте на них и наслаждайтесь игрушечным балетом.

 

«Золотые рыбки», Клод Дебюсси

 

Небольшое произведение Клода Дебюсси включено во все подборки «классика для самых маленьких»: настолько оно образное и яркое. Малыш непременно «увидит»  маленьких золотых рыбок, которые плещутся в прозрачной воде озера.

Продолжить музыкальную игру с малышом можно игрой тактильной. Вырежьте небольших рыбок из толстой бумаги и дайте ребенку лист фольги. Без помощи ножниц он должен нарвать множество маленьких блестящих чешуек и, намазав клеем заготовку, «одеть рыбок». Нанижите их на нити, и получится чудесная подвеска в детскую комната, сделанная своими руками.

 

«Шествие кузнечиков», Сергей Прокофьев

Музыкальные игры для малышей легко совмещать и с физическими упражнениями. Слушая эту пьесу Прокофьева, «иллюстрирующую» скачущих по зеленой траве кузнечиков, малыш непременно захочет повеселиться вместе с ними.

Устройте полосу препятствий: обозначьте зеленой цветной бумагой зоны приземления и пустите ребенка поскакать кузнечиком. Можно усложнить задачу, разложив ленты «лягушечьих языков», на которые ни в коем случае нельзя попасть. Расскажите, как устроены кузнечики, как они «поют» задними лапками. Послушайте стрекот кузнечиков и сравните со звучащей композицией. 

Здесь можно ввести ещё одно музыкальное понятие: тональность. Если дома есть пианино или хотя бы детский ксилофон, сыграйте самую нижнюю и самую высокую ноту.  Пусть ребенок по звуку найдет кузнечика-папу, который говорит низким голосом и кузнечика-малыша с тоненьким, высоким голосом. Постепенно сокращая амплитуду, можно научить ребенка различать звук до полутона.

 

«Карнавал животных», Камиль Сен-Санс

  • Игра с классиками
  • Игра с классиками

Введение и Королевский марш Льва

Черепахи

Слон

Петухи и куры

Лебедь

Этот цикл произведений может стать занятием не на один день. В него входят 12 пьес, создающих образы разных животных:  «Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонажи с длинными ушами», «Кукушка в глубине леса», «Птичник», «Ископаемые», «Лебедь».

Дайте ребенку прослушать композицию и рассказать о «выступавшем» животном: какого оно размера, какое по характеру, какова его скорость. Попросите показать, как оно двигается под звучащую музыку. Не ожидайте, что ребенок сможет угадать животное по одной лишь музыке – дайте ему подсказку: «Слышишь, как тяжело ступает? Наверное, это кто-то очень большой» или «Вот, как скачут. Маленькие и шустрые насекомые…».

Рассмотрите изображения животных в книжках и интернете. Обратите внимание ребенка на выразительность характеров, человечность проявлений.

Придумайте с ребенком танец для зверя, который будет передавать его характер и совпадать с музыкой. Можно даже смастерить какой-нибудь несложный костюм и устроить концерт, где уже зрители будут угадывать музыкальные загадки.

Пусть ребенок нарисует животное таким, каким оно представляется через музыку –  дополните концерт картинной галереей.

 

«Вальс цветов», Петр Ильич Чайковский

Мы уже говорили о том, что классика для самых маленьких непременно должна создавать «мажорное» настроение. «Вальс цветов» – как раз то произведение, которое можно включать малышу независимо от возраста. Прекрасные образы танцующих фиалок и лилий пробуждают желание танцевать, даже если вокруг нет ни одного сантиметра свободного от игрушек пола.

Однако, «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана  – сложное и не совсем детское произведение. Зато у Андерсена есть сказка «Цветы маленькой Иды», в которой речь идет как раз о бале цветов. Прочитайте эту сказку, поговорите с ребенком о цветах, какие они бывают – яркие благородные, скромные полевые. Умеют ли они танцевать? А если подует ветер? Напишите гуашью цветочную поляну. Когда рисунок высохнет, украсьте его мазками разноцветного пластилина, в который ребенок с удовольствием вдавит мелкий сияющий бисер. Повесьте получившуюся картину на солнечное место. Когда свет будет скользить по переливающемуся бисеру, создастся иллюзия движения.

Так, через музыкальные игры для самых маленьких ценителей прекрасного, через совмещение с уже знакомыми ребенку видами творчества, классическая музыка незаметно войдет в жизнь малыша. Более того, звуковые и зрительные образы станут для него неразделимыми: ведь музыкальное развитие малышей идет рука об руку с развитием фантазии и целостного восприятия мира. 

Автор: Егорова Анна

Смотрите также