В любом деле есть техника безопасности. Есть она даже в такой сфере, как развитие малыша. Вопрос «как правильно развивать ребенка» с точки зрения родительской ответственности вроде бы не такой актуальный, как, например, вопрос здоровья. Но в свете дальних перспектив - он, может быть, даже более важен. Мамам и папам надо разбираться не только в том, что ребенку полезно, но и в том, что вредно. Поэтому сегодня поговорим об основных ошибках раннего развития.
Выделим основные 10 ошибок, которые делают родители детей от 0 до 3 лет:
Пока малышу не исполнился 1 год, главным занятием, наилучшим способом, развивающим малыша, является эмоционально-непосредственное общение с близкими ему людьми. Ошибки случаются из-за непонимания возрастных потребностей детского развития.
Ошибка 1: исповедование тактики «не приучать к рукам, чтобы не избаловать». В чем же здесь вред для развития? Мир маленького ребенка вращается вокруг близких взрослых. Ограничение естественной потребности ребенка в контакте с родными людьми приводит к потере ребенком энергии, интереса, потребности наблюдать за взрослыми и подражать им. Любые игрушки в этом возрасте вызывают большой интерес ребенка, если появляются перед ним вместе со взрослым, сопровождаются эмоциональной речью, прикосновениями и контактом глаз.
Ошибка 2: ребенка постоянно перегружают избытком "занятий", не учитывая его возрастные нормы и потребности. Для младенца до 1 года первична потребность в физическом контакте и эмоциональной близости. Поэтому любые другие формы взаимодействия (физические нагрузки или интеллектуальные занятия) не должны обходить стороной эти потребности, т.к. именно они позволяют правильно развивать ребенка столь раннего возраста.
Ошибка 3: «главное – уход за ребенком». Когда родители, чаще мама, сосредоточены на уходе за младенцем, задачи, связанные с его развитием, могут игнорироваться. Внимание родителей могут тотально поглощать такие вопросы, как режим сна и бодрствования, питание, гигиена и туалет ребенка. Это нормально примерно до 1,5-2 месяцев, но потом (при отсутствии серьезных проблем со здоровьем) тема ухода должна уступить место теме детского развития. Это значит, что мама начинает больше думать не о том, как почистить малышу носик или помочь ему сходить в туалет (эти дела автоматизируются и перестают отнимать слишком много энергии матери), а о том, как правильно развивать ребенка, чем наполнить день и как сделать общение с малышом, более насыщенным и продуктивным.
После 1 года, необходимым условием развития личности ребенка становится предметно-орудийная игра. Манипуляции с разнообразными предметами, разнообразные действия, в которые включена крупная и мелкая моторика, освоение правил взаимодействия с предметами позволяют продуктивно развиваться практическому сенсорно-моторному интеллекту ребенка от 1 до 3 лет.
Ошибка 4: родители заваливают ребенка игрушками, не уделяя достаточно внимания взаимодействию с одним игровым материалом. Ребенок в такой ситуации не может научиться сосредотачиваться, и развития игровой деятельности не происходит.
Ошибка 5: слишком бедная игровая среда и много запретов – это другая крайность, которая обедняет детское развитие в этом возрасте
Ошибка 6: отсутствие регулярной совместной деятельности ребенка и взрослых. Именно в совместной деятельности ребенок впитывает много информации, развивается его восприятие, мышление, внимание, память и речь. Самостоятельная игра не является основным средством развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет
От 3 до 6 лет деятельностью, ведущей за собой развитие ребенка, является сюжетно-ролевая игра со сверстниками. В ней формируются правила общения, в ней развивается мышление, происходит присвоение ценностей мира взрослых.
Ошибка 7: ребенка изолируют от сверстников, у него нет партнеров по игре.
Ошибка 8: ребенок застревает на предметно-орудийной игре, и взрослые не помогают ему перейти в сюжетно ролевую игру.
Ошибка 9: родители слишком увлекаются ранним интеллектуальным развитием ребенка, преждевременно помещая его в урочную систему обучения.
Ошибка 10: родители идут на поводу у ребенка в отношении проведения времени за просмотром мультиков, фильмов или развивающих видео занятий, в результате чего ребенок привыкает к пассивному досугу, и его игровые способности «голодают» от недостатка «питания».
Избежать всех этих ошибок очень непросто, и, пожалуй, даже невозможно. Но стараться правильно развивать ребенка, осознанно выбирая маршрут и огибая опасности, очень полезно для детей, родителей, их отношений и семьи в целом.