Дебаты о том, нужно ли развивать малыша с первых лет и даже месяцев жизни ведутся уже не первый год. Пока психологи, неврологи и педагоги выясняют, что, как и когда следует вкладывать в ребенка, предлагаем лайт-вариант раннего обучения: интересные развивающие книги для малышей, заниматься с которыми не только познавательно, но и весело.
О легендарных тетрадях KUMON знают, пожалуй, все родители. А если ещё не знаете, советуем срочно познакомиться. Тетради разделены по возрастам и темам. Есть – для совсем малышей, которые только-только учатся держать карандаш (серия «Первые шаги»), есть – для дошкольников и младших школьников. Тетради устроены по принципу движения от простого к сложному и постоянного повторения материала. Например, в тетради «Давай рисовать!» ребёнку предлагается раскрашивать небольшие белые области в цветных картинках. Сначала эти области простых форм – круг, квадрат, потом формы постепенно усложняются, появляются всё более и более сложные фигуры. В идеале после прохождения каждой тетради у малыша должен сформироваться конкретный навык.
Главный способ познания окружающего мира для ребёнка – это игра. Поэтому если хотите научить малыша чему-то, не стоит вдалбливать ему правила, а лучше проиграть ситуацию. Именно на игровом принципе следует строить занятия по карточкам «Смотри!». Их особенность в том, что начинать обучение автор методики предлагает с самого раннего возраста – месяца с рождения малыша. И далее до трёх лет. На карточках изображены простые рисунки контрастных (чтобы ребёнку было проще их различать) цветов – солнце и месяц, собака и кошка, цыплёнок и яйцо. Месячному малышу предлагается просто смотреть на эти карточки и учиться фокусировать взгляд. А родитель должен громко назвать то, что изображено на рисунке. Постепенно занятия с карточками должны становиться сложнее. В восемь месяцев малыш уже может сам находить конкретное изображение на карточке, в год – самостоятельно называть предметы, в два – распределять изображения по конкретным признакам, а в три – составлять и рассказывать истории по картинкам.
Всегда интереснее учиться, когда ты делаешь это не один, а рядом с тобой твой любимый сказочный или мультипликационный герой. Мультик о пингвинёнке Пороро популярен во многих странах мира. Но даже если малыш не смотрит телевизор, симпатичный пингвин и его друзья, ему точно понравится. Рабочие тетради разделены по темам. Вы сами можете выбрать, что конкретно хотите изучить – цифры, буквы, окружающий мир или потренировать мышление или внимание. Задания встроены в сюжет весёлых историй. Не просто «посчитай», «прочитай», «расскажи», а с небольшим художественным заходом, чтобы привлечь внимание ребёнка. Ведь гораздо интереснее считать не абстрактные кружочки или палочки, а цветы, которые вырастил Пороро или свечи на именинном торте. Бонус: часть заданий следует выполнять с помощью наклеек, которые прилагаются к книге.
Ещё одна серия развивающих книг для малышей, где предлагается выполнять задания с помощью наклеек. В каждой книге малыша ждут забавные герои-зверята, вместе с которыми ему предстоит изучить конкретную тему – познакомиться с природой, изучить цвета и формы, подготовить руку к письму и так далее. Задания в книгах составлены Ольгой Николаевной Земцовой – кандидатом педагогических наук, руководителем Центра дошкольного развития и воспитания детей. Закончив «решать задачки» в серии книжек, можно проверить знания с помощью тетрадей-тестов, едва ли не более увлекательных, чем сами «учебники».
Не секрет, что нелюбимый предмет многих школьников – математика. Задания в учебниках обычно скучные, не пробуждающие фантазию, а учителя больше настроены на то, чтобы вбить в детей определённые алгоритмы, чем на то, чтобы вызвать в них настоящий интерес к науке. Почему бы не опередить учителей и не познакомить ребёнка с настоящим увлекательным миром царицы наук? На книге для занятий с малышами замечательного автора Генриха Сапгира выросло не одно поколение детей. На первый взгляд, это сказка о жизни маленького человечка Томатика и ослика Кубарика. Но герои постоянно сталкиваются с задачами, которые они вынуждены решать. Это те же самые задачи, что стоят перед ребёнком в раннем возрасте – построить башню из кубиков, собрать игрушки, нарисовать что-то. В каждой главе читатель знакомится с новыми понятиями: один-много, больше-меньше, короче-длиннее и так далее. А в конце главы – рекомендации для родителей по практическим занятиям для закрепления материала.
О том, какие художественные книги обязательно стоит прочитать с малышом – наш материал «MUST READ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ»
А почерпнуть множество идей для творческих занятий можно в статье «5 КНИГ ПРО ПОДЕЛКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»